| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
В 2024 году ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» провел общероссийское исследование функциональной грамотности на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (ранее – оценка по модели PISA). В исследовании приняли участие 61 328 обучающихся 15-16 лет.
Наибольшая доля обучающихся, продемонстрировавших средний и выше уровень, выявлена по читательской грамотности (72,1%), наименьшая – по естественно-научной (55,0%). 35% обучающихся продемонстрировали только пороговый уровень естественно-научной грамотности. Ниже первого (самого низкого) уровня грамотности показали 1,7% обучающихся в оценке математической грамотности, 0,3% – в естественно-научной и 0,01% – в читательской.
В целом наблюдается значительное снижение доли обучающихся, не достигающих базового уровня владения читательской, математической и естественно-научной грамотностью. В то же время доля обучающихся, достигших высоких результатов, практически не меняется на протяжении нескольких циклов исследования математической и естественно-научной грамотностям и снизилась по читательской грамотности.
Наиболее распространенный результат по естественно-научной грамотности соответствует среднему уровню, но, по сравнению с другими видами грамотности, высоких результатов достигает наименьшая доля обучающихся. Анализ результатов математической грамотности показал, что заметная доля обучающихся достигает высоких результатов, но в то же время почти треть (32%) показывает низкие результаты (прослеживается поляризация результатов). Можно предположить, что существующая методическая база и сложившаяся педагогическая практика формирования математической грамотности оказываются наиболее эффективными в рамках углубленной подготовки обучающихся.
Выявлены различия в результатах обучающихся из школ, расположенных в разной местности. Только 31,3% обучающихся из школ, расположенных в сельской местности или поселках городского типа, продемонстрировали результаты среднего уровня и выше по всем видам грамотности. Обучающиеся в городских общеобразовательных организациях показывают значительно более высокие результаты и чаще достигают среднего уровня и выше по всем видам грамотности (43,5%)
Подробнее в материале ниже 