| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
«
Вопрос - ответ специалиста».
Какие есть алгоритмы действий для педагогов в случае деструктивного поведения обучающихся? Например, если ученик на уроке выражается нецензурно (административное правонарушение «мелкое хулиганство»), учителю нужно вызвать полицию?
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ), но Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить обучающегося от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Ответственность за административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители (законные представители).
Ошибочно рассматривать вызов полиции, как универсальный и эффективный способ решения проблемы девиантного поведения обучающегося. Одной из основных задач в сфере профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их, является реализация восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершившими общественно опасные деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Эта задача обозначена в Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года и в Плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года.
Письмом Минпросвещения РФ от 11 апреля 2025 года № 07-1660 «О методических рекомендациях» направлены Методические рекомендации по организации деятельности служб медиации и примирения. Данные службы призваны способствовать снижению ориентированных на административное воздействие и наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних; приоритетному использованию медиативного и восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
Согласно Закону РФ от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в соответствии с Письмом Минпросвещения России от 23.08.2021 N 07-4715 О направлении методических рекомендаций (вместе с Примерным положением об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях) с обучающимися, проявляющими признаки девиантного, деструктивного поведения организуется индивидуальная профилактическая работа.
Для педагогических работников Минпросвещения РФ разработаны материалы, с рекомендуемыми алгоритмами действий в ситуациях деструктивного поведения обучающихся:
Навигатор профилактики девиантного поведения. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся (Письмо Минпросвещения России от 13 декабря 2022 г. №07-8351)
Навигатор профилактики социальных рисков детства в цифровой среде. Методические материалы и памятки для специалистов по алгоритмам действий, направленных на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы, признаков девиантного поведения онлайн детей и подростков с учетом рисков, выявленных в цифровой среде;
Навигатор профилактики виктимизации детей и подростков. Методические материалы по алгоритмам действий специалистов в ситуациях выявления тревожных факторов поведения несовершеннолетних обучающихся, свидетельствующих о совершаемых противоправных посягательствах в их отношении, в том числе против половой неприкосновенности (Письмо Минпросвещения России от 05 декабря 2024 г. №07-5918);
Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет (Письмо Минпросвещения России от 30 сентября 2020 года N 07-5862 «О направлении методических рекомендаций»);
Методические рекомендации «Алгоритмы деятельности педагога-психолога по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений» (Письмо Минпросвещения России от 10.04.2025 N 07-1613 «О методических рекомендациях»);
Алгоритм действий советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями при поступлении обращения по факту травли в общеобразовательной организации (Письмо Минпросвещения России от 20 декабря 2024 г. N 07-6170 «О направлении информации»).
Также напоминаем, что ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» реализует программы повышения квалификации для педагогических работников в сфере профилактики, где рассматриваются алгоритмы действий педагогических работников в ситуациях девиантного, в том числе противоправного поведения обучающихся.
Перечисленные выше документы прикреплены ниже
в архиве и доступны для скачивания и дальнейшего использования в работе.