| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
В период с 2022 по 2025 год специалистами МГППУ проведено исследование с целью изучения реализации восстановительного подхода как одного из направлений социально-психологической работы в школах. Всего было проанализировано 2676 чек-листов из различных школ Москвы, которые заполнялись ведущими восстановительных программ. Также было проведено 11 полуструктурированных глубинных интервью с ведущими восстановительных программ продолжительностью от 1,5 до 3 часов.
Исследование показало, что 61% от общего числа программ примирения составляет восстановительная медиация, на втором месте программа «профилактический круг» (21%), на третьем – «круги сообщества» (16%).
Почти половина запросов на реализацию восстановительных программ исходит от классных руководителей (46%). Обращения родителей составляют 15% от общего числа программ. Заявки со стороны педагогов-предметников, обучающихся, администрации представлены примерно одинаково – по 10-11%.
🟢 57% программ примирения посвящены работе с разовыми конфликтами, длительное конфликтное взаимодействие встречается лишь в 18% случаев. Реализация восстановительных программ в основном проходит в 5–7-х классах.
Основными причинами конфликтов названы: вопросы чести и достоинства, собственности, национальности, взаимоотношений в малой группе. Актуальной проблемой также являются конфликты в интернет-пространстве.
По мнению респондентов-ведущих, в основе подхода лежат принципы «не навреди», добровольности, принятия ответственности и опоры на сообщество. Школьные службы примирения представляет собой альтернативу административным воздействиям, таким как маргинализация и карательные меры, а также позволяет избежать изоляции участников и игнорирования проблем, которые только усугубляют ситуацию.
С результатами исследования можно ознакомиться в документе ниже
.
Оценили 5 человек