Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Федеральным законом от 08.08.2024 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 315-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) в целях совершенствования условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, а также оказания им психолого-педагогической помощи.
В частности, законодательно закреплена обязанность образовательной организации создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Одновременно установлено, что педагогические работники обязаны соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Скорректирован перечень задач, которые должны решать центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Уточнено, что при центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического или психического развития или отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии.
Расширяется перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами). В частности, в него включено обеспечение предоставления переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Уточняются основания для организации получения ребенком образования на дому или в медицинской организации.
Кроме того, с 01.03.2025 вступают в силу приказы Минпросвещения России:
● от 01.11.2024 № 763 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
● от 06.11.2024 № 778 «Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Дополнительно можно ознакомиться с письмом Минпросвещения России от 24.12.2024 № АБ-4018/07 «О направлении информации», направленным в целях разъяснения вступающих в силу с 01.03.2025 положений законодательства Российской Федерации в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью.